Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Если закон не обязывает компанию проводить аудит
Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:
- Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
- Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
- Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
Переход к применению Международных стандартов аудита (МСА) на территории Российской Федерации начиная с 1 января 2017 г. является важным этапом в развитии аудиторской профессии, призванным повысить качество аудиторской деятельности и финансовой информации. Переход на МСА позволит применять единые подходы к аудиту и обеспечит повышение доверия к качеству аудита со стороны российских и международных инвесторов и кредиторов. Результаты аудита будут сопоставимы между компаниями разных стран, процесс и методология аудита будут иметь в основе прозрачный механизм и поддержку со стороны международных институтов.
Принятие МСА в России в качестве национальных стандартов аудита совпало с «революционными» изменениями стандартов по составлению аудиторских заключений, вступающих в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, заканчивающиеся 15 декабря 2016 г. или после этой даты. По результатам данных изменений аудиторские заключения, выпускаемые по МСА, претерпят существенные изменения и для определенных компаний превратятся из общих, скорее, формальных документов в ценные инструменты передачи важной информации.
Ключевые вопросы аудита
В соответствии с МСА 700 (пересмотренным) требование об информировании о ключевых вопросах аудита распространяется на аудиторские заключения по результатам аудита полного комплекта финансовой отчетности общего назначения организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, т.е. организаций, акции, долевые или долговые инструменты которых котируются или включены в котировальные списки на какой-либо признанной фондовой бирже либо предлагаются к продаже в соответствии с регламентами признанной биржи или иной аналогичной организации. Информация о ключевых вопросах аудита также может быть раскрыта в аудиторском заключении, если закон или нормативный акт содержит такое требование, например в случае аудита организаций, не являющихся организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, но в соответствии с законодательством характеризуются как общественно значимые организации. Аудитор может также принять добровольное решение о таком информировании в отношении других организаций, включая организации, которые могут быть общественно значимыми, например, в связи с многочисленностью или разнообразием заинтересованных лиц или с учетом характера и размеров бизнеса (банки, страховые компании, пенсионные фонды, благотворительные организации и т.п.).
Информация о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении раскрывается в соответствии с МСА 701, который хотя и является новым Стандартом, но принципиально не меняет процедуры аудита по МСА. Информирование о ключевых вопросах аудита предоставляет дополнительную информацию предполагаемым пользователям финансовой отчетности в рамках аудиторского заключения, чтобы помочь им понять те вопросы, которые согласно профессиональному суждению аудитора являлись наиболее значимыми для аудита финансовой отчетности за текущий период. Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении осуществляется в контексте сформированного аудиторского мнения о финансовой отчетности в целом и не является заменой информации, раскрываемой руководством в финансовой отчетности; выражением модифицированного мнения; представлением информации о существенной неопределенности в отношении непрерывности деятельности организации или отдельным мнением, выраженным по отдельно взятым вопросам.
Данный раздел содержит как общие сведения, так и конкретное описание всех разновидностей аудита. В Российской Федерации есть ряд организаций, которые обязаны подвергаться регулярным проверкам. К таким относят компании, прибыль которых за прошлый год превысила отметку в 400 миллионов рублей.
Также аудиторскую проверку назначают на принудительной основе, если в распоряжении фирмы имеются активы более чем на 60 миллионов рублей. Подобные аудируемые фирмы должны регулярно получать объективную оценку правомерности собственной бухгалтерии. Впрочем, помимо принудительных проверок, аудит бывает и следующих видов:
- Инициативная оценка. В основном, аудиторское заключение требуют бизнес-партнеры, то есть соблюдение процедуры является обязательным условием некоторых сотрудничеств. Также заключение с оценкой работы компании скорее всего потребует банк. Если вы берете кредит на развитие уже существующей компании, то будьте готовы столкнуться с оценкой.
- Специальные аудиторские задания. Такая методика практикуется довольно часто, ее проводят для приведения бухгалтерии в приемлемый вид и подтверждения правовой «чистоты» организации.
Как же получить аудит?
Теперь, когда вы знаете достаточно о проведении аудита, настала пора узнать, как получить результат этой проверки и где можно оставить заявку. Обратившись в Росстат в вашем регионе, вы имеете полное право получить услугу, которая называется «Обеспечение заинтересованных пользователей данными финансовой отчетности юридических лиц, работающих на территории РФ». Для составления заявки вы должны быть либо физическим, либо юридическим лицом.
Уже через 10 дней после предоставления документов, вам дадут заключение, содержащее оценку вашей бухгалтерской деятельности. Результат проверки может быть доставлен как в электронной форме, так и по почте. На доставку требуется около 2 недель. Узнать обо всех документах, которые необходимо подать в Росстат, вы можете, изучив 183 приказ Росстата РФ, датированный 20 мая 2013 года.
Государственные субсидии
Если применение какого-либо стандарта МСФО связано со значительным сокращением выручки или чистой прибыли, то решение руководства может быть принято в пользу оговорки в аудиторском заключении.
Пример 7
«Группа учитывает определенные государственные субсидии как выручку и соответствующие затраты как себестоимость продаж, что не соответствует требованиям международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
Признание полученных субсидий в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности привело бы к уменьшению выручки на 15 090 миллионов рублей за 2013 год (12 514 миллионов рублей за 2012 год), себестоимости продаж на 11 344 миллиона рублей за 2013 год (9558 миллионов рублей за 2012 год) и к увеличению государственных субсидий, отнесенных к доходу в составе консолидированного отчета о прибылях и убытках, на 3746 миллионов рублей за 2013 год (2956 миллионов рублей за 2012 год)».
- Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
- Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
- Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
- Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
- Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
- Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.
Сложности учета, оценки и проведения теста на обесценение основных средств могут объясняться разрозненностью систем учета между предприятиями группы и ошибками при определении первоначальной стоимости. Помимо объективных факторов, оговорки могут быть вызваны нежеланием руководства признать убытки от обесценения в отчетности.
Пример 5
«По состоянию на дату выпуска прилагаемой консолидированной финансовой отчетности, Группа не завершила подготовку регистров основных средств в части учета движения основных средств, включая компонентный учет, за 2013 год… Группа провела ежегодный тест на обесценение своих основных средств, однако не признала убытки от обесценения, определяемые как превышение балансовой стоимости нескольких генерирующих денежные потоки единиц над соответствующей возмещаемой стоимостью.
Влияние описанных выше несоответствий требованиям МСФО (IAS) 16 «Основные средства» и МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» на финансовое положение Группы по состоянию на 31 декабря 2013 г. и на результаты деятельности Группы за год по указанную дату не было определено».
Пример 6
«Существуют признаки того, что возмещаемая стоимость основных средств, относящихся к отдельным дочерним компаниям Группы, может быть значительно ниже, чем их балансовая стоимость, отраженная в размере 35 194 миллиона рублей на 31 декабря 2013 года (28 079 миллионов рублей на 31 декабря 2012 года). Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) 36 «Обесценение активов» требует, чтобы при наличии указанных признаков руководство проводило оценку возмещаемой стоимости. Такой оценки проведено не было. Влияние данного отклонения от требований международных стандартов финансовой отчетности на консолидированную финансовую отчетность не было определено».
Структура аудиторского заключения
Документ составляется в определенной последовательности и должен содержать:
- Название;
- Адресата (т.е. лиц, для которых предназначен документ)
- Информацию о проверяемой компании – наименование, адрес, реквизиты;
- Сведения об аудиторской фирме/частном аудиторе: название или ФИО предпринимателя, регистрационный госномер, адрес, наименование СРО, членом которой является аудитор или компания, № в реестре аудиторов или аудиторских фирм;
- Список отчетных документов, участвующих в проверке, период, за который документация составлена;
- Информация о выполненном аудитором/компанией объеме работ, на основании которого выстроено мнение о правдивости финансовой отчетности проверяемой фирмы;
- Мнение специалиста-аудитора или представителей фирмы о достоверности финансовой отчетности компании, базирующееся на факторах и обстоятельствах, которые оказали влияние на степень правдивости данных;
- Итоги проверки;
- Дата.
С чем, по Вашему опыту, связано снижение объемов обязательного аудита и расширение сектора инициативных аудитов?
Снижение объемов обязательного аудита связано, в первую очередь, с внесенными поправками в федеральный закон 307-ФЗ, которые изменили критерии подпадания под обязательный аудит. Вторым фактором, сократившим объем обязательного аудита в денежном выражении, стало кризисное состояние экономики, которое сохраняется последние два года. Бизнес стремится минимизировать расходы, и экономии подвергаются в том числе затраты на проведение обязательных процедур.
Вместе с тем, кризисные времена делают необходимым владение объективной и достоверной информацией о финансовом состоянии бизнеса для принятия управленческих решений. Любая стратегия, и в первую очередь антикризисная, когда решения сопряжены с существенными рисками, требует четкого понимания текущей ситуации в компании. В этой связи возрос спрос клиентов на инициативный аудит, а также аудиты по техническому заданию, направленные на углубленную проверку отдельных элементов отчетности.
Проверка не осуществлялась, что будет
Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.
В случае обязательного аудита нарушением считается:
- Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
- Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
- Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.
Введены новые обязанности аудиторских организаций
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).
По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. пользователям отчетности важно, чтобы такая отчетность была достоверна, т.е. правильно отражала факты хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности — аудит.
По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение.
Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Если компания подлежит обязательному аудиту, получить аудиторское заключение является ее обязанностью. Критерии обязательного аудита в 2021 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Виды, выраженных в аудиторском заключении 2020 или 2021 мнений о достоверности бухгалтерской отчетности:
- немодифицированное мнение — выражается в случае, когда аудитор приходит к заключению, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности, в соответствии с правилами отчетности;
- модифицированное мнение — выражается, если на основании полученных аудиторских доказательств аудитором установлено существенное искажение статей бухгалтерской отчетности, либо он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что проверяемая отчетность не содержит существенные искажения.
Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.
Аудиторское заключение подписывается:
- руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора;
- индивидуальным аудитором.
Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.
К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами, предъявляемыми к отчетности.
Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.
Аудиторское заключение о бухотчетности: сроки представления изменятся
Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:
- о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
- внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).
Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:
- на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
- сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
- воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.
Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.
Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):
- при назначении;
- к обязательному ежегодному повышению квалификации.
Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.
Формы взаимодействия:
- запрос информации;
- предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.
Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:
- для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- оказания иной аудиторской услуги;
- банковского надзора;
- контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.
Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам
Существуют законы, дающие основание для проведения аудита. Под них попадают следующие субъекты:
- муниципальные организации;
- микрокредитные компании;
- операторы лотерейных игр;
- организатор азартных игр;
- управляющая компания либо спец депозитарий;
- кредитный кооператив с численностью свыше 2 тысяч человек;
- жилищный накопительный кооператив;
- строительная организация многоэтажных домов, использующая средства дольщиков;
- туроператор, осуществляющий реализацию туров.